суббота, 1 февраля 2014 г.

Дом-музей К.С. Станиславского

Фото автора
Как-то летним вечером мы с одним человеком шли после спектакля из Театра Маяковского. Решили избрать более «укромный» маршрут, чем прогулка по Тверскому бульвару и поэтому, дойдя до здания ТАСС, свернули в ближайший переулок. Как оказалось, назывался он Леонтьевским. И совершенно случайно в этом переулке я обнаружила дом-музей К.С. Станиславского! И тогда я  поняла, что туда обязательно надо сходить. Но человек, с которым мы на этот музей наткнулись, моего энтузиазма не разделил,  и я пошла тем же летом с мамой.


Константин Сергеевич Станиславский (настоящая фамилия Алексеев) известен всему миру не только тем, что вместе с другом-единомышленником Немировичем-Данченко создал Московский Художественный Театр и организовал при нем школу-студию для обучения молодых актеров и режиссеров, но и созданием целой театральной системы,  «системы Станиславского», по которой до сих пор учат будущих актеров психологически достоверно играть свои роли, любить «искусство в себе, а не себя в искусстве». Все свои принципы и творческие поиски Константин Сергеевич изложил в книге «Моя жизнь в искусстве».

"Онегинский зал". Фото автора
Дом-музей был открыт для посещения в 1948 году, а  сам Станиславский прожил в нем последние 17 лет жизни, с 1921 по 1938 год. Располагается он в уютном старинном особняке 19 века с небольшим сквериком. Здесь мы можем увидеть жилые комнаты создателя и идейного вдохновителя Московского Художественного Театра, а так же его супруги Марии Петровны Лилиной, актрисы МХТ.  Повсюду личные вещи, книги, фотографии, театральные костюмы, письма. Есть в музее специальная экспозиция, посвященная истории создания МХТ, его легендарным постановкам, актерам. В музее проходят лекции, литературно-музыкальные вечера, встречи. Причем проходят все эти мероприятия  в том самом «Онегинском зале», где когда-то репетировал сам Станиславский с  актерами МХТ, с учениками, куда приходили известные деятели культуры.

Итак, входим мы в этот самый дом-музей. Нам выдают мои «любимые» тапочки-ушлепки, которые мы привязываем к своим летним босоножкам и поднимаемся по лестнице на второй этаж, где и располагались комнаты Константина Сергеевича.

Встречает нас там знаменитое «Синее» фойе, где ожидали начала постановок и представлений гости семьи Станиславских, сразу же проникаясь атмосферой искусства и театральной жизни. В этой семье постоянно говорили о театре, о музыке, о книгах.

Фото автора
Далее идем в «Онегинский» зал, где размещалась Оперная студия супруги Станиславского Лилиной. Она со своими учениками ставила оперно-музыкальные постановки, привлекались и профессиональные актеры, да и сам Станиславский нередко помогал жене. В мае 1922 года в этом зале состоялась премьера оперы П. И. Чайковского "Евгений Онегин", поставленная силами студийцев. Сейчас зал действующий. Здесь можно узреть настоящий раритет - кресло великого театрального реформатора.

Потом переходим в уютную столовую с портретами родителей Станиславского.


Фото автора
Ну а самым важным местом в этом музее можно смело назвать кабинет Константина Сергеевича. Здесь подлинный стол, рояль, шкафы в любимом Станиславским готическом стиле, сделанные по примеру витражей (сюжеты взяты из рыцарских времён), настоящее радио тех лет, натюрморт работы дочери Мастера Киры (жены художника Роберта Фалька, которая долгое время была директором Дома-музея).



Фото автора
К кабинету примыкает спальня, в которой сохранилось все, как было при жизни хозяина дома. На столике возле постели оставлены пенсне и страницы рукописи. В спальне у кровати расставлены кресла. Это говорит о том, что, уже будучи больным, Станиславский продолжал собирать актеров и обсуждать судьбу МХТ.

А потом мы проходим в уютную спальню жены Марии Петровны Перевощиковой, взявшей сценический псевдоним Лилина. Она была внучкой московского профессора и дочерью почтенного нотариуса. Мария окончила Екатерининский институт благородных девиц с большой золотой медалью, но встретив Станиславского решила посвятить себя мужу и театру.

Фото автора
К спальне Марии Петровны прилегает её гримерная, где сохранились подлинные костюмы и театральные аксессуары, гримерный столик актрисы с косметикой, комод с вещами, настоящий зонтик и длинные перчатки актрисы.
И отдельная комната посвящена ролям и костюмам великого МХТ. Есть, к примеру, костюм Отелло, для роли, которую исполнял непосредственно сам Станиславский. Есть там даже трон Иоанна Грозного для спектакля «Царь Федор Иоаннович», поставленный Станиславским-режиссером в 1989 году!


Фото автора
И нововведение в музее - Булгаковская комната, которая появилась недавно. С Михаилом Булгаковым Константин Сергеевич  дружил и сотрудничал, ставил его произведения во МХАТе, в том числе легендарную пьесу «Дни Турбиных» в 1926 году. А в своем «Театральном романе» Булгаков даже изобразил Станиславского в образе Ивана Васильевича,  главного режиссера Независимого  Театра. Хотя отношения классиков    всё-таки были неоднозначны. Михаил Булгаков выступал за реализм, за новаторство и переживал, что Константин Сергеевич все пьесы подгоняет под свою «систему» и тяготеет к постановкам широким и зрелищным, что не всегда нравилось самому писателю. Но это отдельная тема для разговора. Не будем здесь распыляться по этому поводу.

Ну, собственно, и всё. На этом прогулка по музею заканчивается. После мы ещё немного прогулялись по скверику, благо погодка была теплая и солнечная. И теперь я всё собираюсь посетить музей-квартиру Немировича-Данченко, соратника Станиславского. Надеюсь, что этой весной или летом я обязательно воплощу свою идею в жизнь.


Оля-ля.

Комментариев нет:

Отправить комментарий