вторник, 3 декабря 2013 г.

"Орфей и Эвридика"

Фото: Сильва Бочарова (с сайта lunatheatre.ru)
«Орфей и Эвридика», или «Жизнь грязнит всё»

Премьера спектакля состоялась 14 сентября 2012 года. Это постановка Театра Луны, а не Театра Виктюка (как это ни странно, но иногда я всё-таки хожу на спектакли других театров). Но, признаюсь честно, что причиной моего визита на этот спектакль стал всё-таки факт участия в нем Дмитрия Бозина.

Итак, «Орфей и Эвридика» поставлен по пьесе Жана Ануя «Эвридика», ну а за основу пьесы, как мы понимаем, взят известнейший древнегреческий миф про одноименных героев, только само действие уже перенесено драматургом в современные нам реалии. Поставила спектакль режиссер Гульнара Галавинская, знакомая мне по «Стеклянному зверинцу» в Центре В.С. Высоцкого на Таганке с Дмитрием Бозиным и Анной Нахапетовой в главных ролях. Ту постановку с прекрасной музыкой я до сих пор вспоминаю с теплотой и жалею, что Дмитрий там перестал играть, а заменил его актер Театра Луны Дима Бикбаев (не смотрела с ним, так как не верю, что можно сыграть лучше Бозина).

Орфей-юный  и бедный скрипач, путешествующий с отцом по разным городам, Эвридика- молодая провинциальная актриса, играющая вместе с матерью в малоизвестном театре. Встреча происходит в привокзальном кафе и сразу же переворачивает их жизни… Это вкратце.

Фото: Владимир Телегин
А начинается всё с того, что на установленном в глубине сцены экране (экран есть и в «Стеклянном зверинце», кстати) мы видим движущийся поезд. На столе в центре сцены стоит столик, на котором установлена маленькая железная дорога с поездом. К ней в полумраке выходит Дима Бозин в образе рокового мистера Анри (в первоисточнике - Аид) весь в кожаном черном одеянии. Он пускает игрушечный поезд по рельсам, смотрит на него, а потом поезд как бы ненароком сходит с рельсов. И всё это под мелодию Örsten – Fleur blanche (Hôtel Costes, Vol. 10, 2007). В общем, впечатляющее начало. И не зря первым появляется именно Анри, а уже потом Орфей и Эвридика с их окружением. Он - это своего рода злой Рок, нависший над всем происходящим и над судьбами героев и управляющий ими. Анри присутствует на сцене постоянно, причем в первом акте присутствует практически безмолвно и незримо, но не исчезает из поля зрения. Молодая пара не остается одна даже в свою первую ночь любви, но не подозревает об этом. Орфей и Эвридика уверены, что идут своей дорогой, готовые на всё ради вспыхнувших чувств, но на самом деле – всё это сценарий, прописанный некой рукой, спорить с которой нет смысла.

Весь спектакль пропитан атмосферой неустроенности и безысходности жизни, на фоне которых идет противостояние мира взрослых и детей, представлений о любви у двух поколений: любви мещанской, сытой, и любви, свободной от быта и условностей. Но с самой первой встречи влюбленных чувствуешь, что расставание их неизбежно, а любовь обречена, так как нет возможности жить в этом мире и оставаться «чистым». «Жизнь грязнит всех»,- как бы говорит нам эта пьеса. И если ты соглашаешься жить в этом мире, то принимаешь его законы: «Немножко любви, немножко денег, немножко успеха, и жизнь прекрасна!» Эти законы принимает мать Эвридики со своим  любовником, отец Орфея, Дюлак, директор театральной труппы, где работает Эвридика.  Принимала их до встречи с Орфеем и Эвридика, пусть не полностью, пусть у неё были на то причины, но принимала. 

Орфей же с первых минут встречи показывает, что для него такой мир неприемлем! Его первая любовь настолько слепа, что он бесконечно уверен в возлюбленной, думает, что пошлый мир родителей чужд «чистой и светлой» Эвридике. Но так ли это? И есть ли вообще безупречный люди с безгрешными судьбами? Способна ли любовь, пусть даже очень сильная и пылкая, избавить человека от груза былых ошибок? Можно ли полностью «отмыть» свою душу, или призраки прошлого постоянно будут нас преследовать, мешать нам начать жизнь с чистого листа?! И способен ли любящий человек закрыть глаза на то, что было у любимого до их встречи?

Эвридика идет за Орфеем, нам кажется, что она полностью отдалась новому чувству, даже перспектива бедной жизни не смущает её, а, наоборот, радует, окрыляет возможностью свободного существования.  Но что ждёт влюбленных дальше, когда поостынет пыл первой страсти? Долго ли смогут они довольствоваться сигаретами вместо еды, некупленными платьями, дешёвыми гостиницами? Всё это хорошо только по молодости. А вот с годами можно оставаться счастливыми, но уже так ненавистным для наших героев «пошлым» счастьем их родителей! ( «А ты прав! Если бы мы захотели быть счастливыми всегда, мы, возможно,  стали бы такими же, как они! …Какой ужас!» - говорит Эвридика). И какой же тогда выход?  

Фото: Владимир Телегин
А выход знает господин Анри! Из его уст слышим, что люди делятся на две категории: «люди для жизни», «люди на каждый день», и герои, «избранные». Одни «едят колбасу, строят дома, считают барыши, рожают детей», а другие обречены на короткую, хоть и яркую жизнь. Первых очень сложно представить мертвыми, а вот последних – наоборот, легко. Они как будто для этого и рождены.  Анри заставляет Орфея задуматься, к какой же категории он относит себя? И поняв это, он найдет выход.
Сначала эти слова кажутся Орфею жуткими и немыслимыми. Но вот утраченные иллюзии о возлюбленной заставляют героя по-новому посмотреть на мир. Она словно  «спустилась» с пьедестала, она вовсе не так непорочна, как хотелось думать герою. Причин он толком не знает, но образ уже разрушен, вера  подорвана, хотя надежда ещё теплится… И тут как гром среди ясного неба известие о смерти Эвридики.

Здесь как раз  приходит время моему любимому моменту, из-за которого я, пожалуй,  и смотрела этот спектакль уже не раз. Дима Бозин в образе Анри читает нам в микрофон письмо Эвридики к Орфею, которое она написала перед самой смертью, и где она искренне рассказывает любимому о своем прошлом. Всё это под песню группы Rammstein  «Amour». Актер делает это так экспрессивно, начинает почти шепотом, а потом переходит на крик: «Ты не сможешь понять! Ты не сможешь понять!» - отчаянно кричит он Орфею и нам, зрителям.

А мы, зрители, можем и понимаем!  Орфей, как нам кажется, тоже понимает! Но горечь утраты разрывает его душу! Он не видит смысла жизни без Эвридики! И тут снова появляется вездесущий Анри!

Что мы от него слышим? Что жизнь - это постоянные потери, боль, страдания. А вот смерть прекрасна и добра, она от этих страданий нас избавляет! Люди ошибочно страшатся смерти, стараются оттянуть её приход. А надо ли бояться её, если в ней - избавление? Потрясающе мрачная и до ужаса правильная мысль, звучащая потом, поразила меня своей глубиной: любимый умирает, и человек думает, что это невосполнимая потеря, что смысла жить дальше просто нет.  А потом, как правило, проходит время, раны залечиваются, зарождаются новые чувства.  Лишь единицы могут хранить верность умершему возлюбленному всю оставшуюся жизнь, чувствуя себя бесконечно одинокими. А вот большинство из нас, к сожалению, чувствует одиночество и пустоту рядом с живыми и некогда горячо любимыми людьми! Просто уходят чувства, перерастают в привычку, кто-то первым заглядывается на другого человека, задумывается об измене. Могут спасти дети,  за них мы хватаемся, как за соломинку. Но любовь всё равно ускользает… И вот что лучше? Почувствовать себя лишним рядом с живым и близким человеком? Или вспоминать короткую, но прекрасную пору чистой любви?
Вот задачка для Орфея, да и для нас. Чтобы проще было найти решение, Анри оживляет Эвридику. Она появляется на сцене вновь, причем очень оригинальным способом: в металлическом корыте, полном воды! Это символичное очищение от грязи и пороков земной жизни. Но Орфею его недостаточно! И как назло нельзя смотреть в глаза любимой! Он вроде бы и рад воскрешению, но почти сразу же начинает упрекать Эвридику в её поступках, вспоминать ей прошлые обиды. Эта сцена очень тяжелая: мокрая насквозь Эвридика буквально цепляется Орфею за ноги, он волочит её по всей сцене, повсюду остаются мокрые брызги…Она умоляет его успокоиться, потерпеть до утра, не хочет ворошить былое. Но он непоколебимо желает посмотреть правде в глаза! Итог: невозможность полностью освободиться от прошлого, отпустить его.  Эвридика в письме была права, не смог Орфей понять её…

Жить с Эвридикой нынешней невозможно. Как? «С уступками, со вкусной и сытной едой, после которой занимаются любовью? Нет! Я слишком тебя люблю для такой жизни!» Уж лучше смерть, Анри-то прав! Орфей выбирает путь героя, бунтаря, избранного! Он прерывает не только жизнь возлюбленной, но и свою собственную во имя их общего счастья в ином мире, чуждом пошлости, взаимных упреков и измен!

Правильно ли он поступил? А возможно, стоило примириться, простить любимую. Да, Эвридика не хотела говорить ему всю правду о прошлом, да, она пыталась сбежать от него! Но ведь это всё именно из-за того, что она боялась не соответствовать тому образу, идеалу, который нарисовал Орфей! Он полюбил Эвридку своей мечты! А она была живой и обыкновенной девушкой! Но к этому герой был не готов. И в этом их трагедия. Всё могло быть иначе, если бы Орфей пошел на уступки, перечеркнул в памяти всё былое. Но этого он не сделал и лишил любимую шанса начать новую счастливую жизнь на земле. Хотя мне кажется, что потом он бы просто постоянно попрекал её прошлыми ошибками, не слушая, не желая слушать, оправдания!  Этот юношеский максимализм очень пагубно сказался на судьбе обоих. Но господин Анри восторжествовал! Он снова прав! Смерть победила жизнь!

Фото: Владимир Телегин
Спектакль советовать я не могу, так как несколько раз водила на него друзей, но не скажу, что они все были в восторге. Большинству постановка показалась очень тяжелой и мрачной и местами затянутой. Игра Дмитрия Бозина, правда, претензий не вызвала ни у кого! Все согласились, что он -  это лучшее, что есть в спектакле! А вот Орфей и Эвридика своей игрой  как раз вызвали недовольство. Их обвинили в ненатуральности и наигранности чувств. Восприятие индивидуально и о вкусах не спорят. Я никого другого в роли Орфея не вижу, в первых постановках, возможно, Дима Бикбаев играл менее уверенно, но сейчас уже достиг определенных успехов, и лично я ему сопереживаю, да простят меня друзья! А вот Эвридика мне почему-то больше нравится в исполнении Ирины Линдт, а не молодой Вероники Лысаковой, хотя по возрасту больше подходит, конечно, последняя. Но вот глубину чувств и сложность внутренней борьбы Эвридики лучше способна передать, на мой взгляд, именно Ирина.

Это лишь мое мнение. Думайте и решайте сами, смотреть этот спектакль или не смотреть,

Оля-ля.

Комментариев нет:

Отправить комментарий